ГРДНТ им. В.Д. Поленова
 
  2024 год объявлен Годом семьи
Семинары / Мастер-классы
Новый курс лекций для руководителей и режиссеров-постановщиков любительских цирковых коллективов прошел в Москве
20.03.2023

17-18 марта в ГРДНТ им. В.Д. Поленова состоялся вебинар по теме «Цирковая клоунада. Создание репертуара и способы существования в клоунском номере».

Артист цирка, режиссер-постановщик, серебряный призер международного конкурса клоунады и комедии в Сиракузах (Италия) Станислав Князьков 25 лет работает в этом направлении и более 3 лет делится богатым опытом с детьми. В своей презентации он раскрыл четыре канонических образа клоунского мира: Эмметта Келли, Михаила Румянцева (Карандаша), Олега Попова и Вячеслава Полунина. Слушатели узнали о творческом пути всемирно известных артистов, нахождении себя в профессии, рождение образа, особенностях сценического костюма, появлении буффонадного грима и отказе от него, оригинальных подходах к созданию репертуара.

Эксперт рассмотрел такие темы как: цирковые афиши как отдельное искусство; построение конфликтности в номере и нестандартное, неожиданное выкручивание из сложившейся ситуации; обманка в работе клоуна; алогичное появление на сцене; эмоциональная качель со всей палитрой эмоций.

«Клоун – это дерзость мышления, импульс неординарности. Нет прямого пути как учить клоунскому мастерству и точного возраста, с которого нужно начинать его осваивать. Обучение важно проводить этюдным методом работы через общение и тренинги. Преподавателям на начальном этапе стоит участвовать в номерах самим и вплетать детей в действие как помощников и учеников» - подчеркнул Станислав Князьков.

Артист цирка рекомендовал руководителям давать задание своим подопечным наблюдать за людьми, учиться синхробуффонаде, призывать осваивать как можно больше жанров и быть мультинструменталистом в своем деле. В выступлениях важны владение акробатикой, голосом, хореографией и музыкальными инструментами. Эксперт посоветовал приглашать для проведения мастер-классов и обмена опытом профессиональных клоунов, хореографов, театральных режиссёров.

Упражнения в актерской практике, предложенные Станиславом Князьковым, наглядно продемонстрировала режиссер, преподаватель актерского мастерства, специалист по цирковому искусству ГРДНТ им. В.Д. Поленова Л.И. Муха. Тренинг был направлен на то, чтобы прийти к результату и в дальнейшем обогатить сценический номер.

Участники научились сбрасывать ненужную информацию, освобождать тело от напряжения, освоили броуновское движение в пространстве, применение темпоритма, введение игрового элемента на раскрепощение и умение распределять себя в пространстве. В ходе практического занятия налаживали взаимодействие с партнером, провели упражнение на импульс, память физических действий, моторику и развитие внимания.

Лилия Игоревна продемонстрировала элементы речевого тренинга, тренинг на партнирование, «Озвучание и оживление картины». Занятие по технике речи включало: разминку, освобождение мышц тела от зажимов, дыхательную, голосовую и артикуляционную гимнастики.

«Этюдный способ репетирования дает возможность развить репризный номер, сценку, помогает поддерживать психофизику в тонусе и быть готовым получать импульс извне» - подчеркнула Л.И. Муха. Специалист порекомендовала литературу по актерскому мастерству и режиссуре, которую удобно использовать на практике, в том числе в работе с детьми. Издания позволяют почерпнуть актуальные для себя темы и сюжеты, вдохновиться на создание номеров и реприз.

Интересные приемы для дальнейшей фантазии, разработки и придумывания всевозможных тем для номеров в своей лекции обозначила член жюри фестивалей, артистка цирка, художественный руководитель мастерской режиссуры цирка в ГИТИСе, режиссёр актёрской группы театра «Уголок дедушки Дурова» И.Ю. Талина. Среди них – комедия положений; пародирование номеров в разных жанрах; прием одного и того же действия; разложение номера в соответствии с музыкальным материалом; пародия на человеческие пороки; подражание предшественникам.

Слушатели узнали и увидели в практическом воплощении режиссёрские техники и приемы такие как буффонада, буффосинхронизм, дрессировка животных, анимация с публикой, игра на бытовых приборах, работа «от себя», эксцентрические номера в работе со зрительным залом в постановках цирка советских времен, комедии дель арте и современного Цирка дю Солей.

Костюм клоуна – это заявка его маски-образа в контексте репертуара и деталь характера выбранного персонажа, отметила Ирина Юрьевна, важно собирать и изучать разнообразный артистический материал, и на его основе придумывать что-то свое. Эксперт посоветовала при выявлении комических способностей проверять детей на талант драматурга, иронию к происходящему, способность принимать, когда над тобой все смеются.

«Быть клоуном – это прежде всего владение мастерством актера и умение работать с «Тремя кругами внимания». Основные приемы клоунады – это преувеличение и мнимая глупость. Естественно применять преувеличение для более выразительной подачи материала. Каждое эмоциональное состояние клоун воспринимает с повышенной оценкой. Клоунские поступки всегда оглуплены. Роль дурачка не из легких, чтобы заставить людей смеяться над глупостью актеру требуется искренность, высокое мастерство, вживание в образ и знание природы человеческой глупости» - подытожила свое выступление И.Ю. Талина.

В финале вебинара, организованного специалистами отдела театрального искусства и детского художественного творчества ГРДНТ им. В.Д. Поленова, участники из 10 регионов получили сертификаты о повышении профессионального мастерства.

 


Новости регионов

все новости регионов

Проекты

Объявления