3-7 апреля в очно-заочном формате проходил лекционно-практический интенсив для руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, организованный отделом музыкального искусства ГРДНТ им. В.Д. Поленова.
«Жанр народной музыки – самый молодой из существующих в академическом направлении. Он возник как новый элемент музыки при участии В.В. Андреева - основоположника народно-инструментального жанра в Российской империи. Благодаря его вкладу и появлению Великорусского оркестра, оказываемому вниманию царской власти, поднялась значимость народных инструментов, которые до этого никогда не имели такой высокой позиции в стране и в мире. После этого началось развитие инструментов всех народов в России. Национальная музыка – это основополагающая часть в развитии культуры, самые настоящие истоки, тот культурный код, который мы несём»
- напомнил заведующий отделом музыкального искусства Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова, председатель творческой комиссии «Народные инструменты» Московского музыкального общества, обладатель знака отличия Министерства культуры РФ «Почётный наставник» А.И. Цеп.
Анатолий Иванович отдельно остановился на фестивалях, которые способствуют развитию жанра и постоянно обновляющемуся репертуару. Фестиваль «Многоликая Россия» направлен на поиски инструментов и давно забытой музыки, фестиваль «Музыка России» подталкивает композиторов к написанию современной музыки для солирующих инструментов – домры, балалайки, баяна и оркестра. Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей национальных народных инструментов на приз народного артиста России Александра Цыганкова и Всероссийский фестиваль любительских творческих коллективов в рамках нацпроекта «Культура», повышают уровень исполнительского мастерства, активизируют творческую деятельность любительских оркестров и ансамблей.
В рамках открытия состоялся обмен опытом на основе просмотра и обсуждения видеоматериалов, представленных слушателями семинара из Тверской области, Красноярского края и Республики Карелия.
Рассказом о своем творческом пути в дирижерской профессии, начавшемся с посещения кружка и в дальнейшем руководства коллективом народных инструментов в Доме творчества, ставшим толчком в развитии, увлек семинаристов заслуженный деятель искусств РФ, кандидат философских наук, почётный гражданин г. Читы, дирижер, педагог Э.С. Маковский.
Уже более полувека Эдвард Станиславович все свое время и силы отдает воспитанию новых поколений музыкантов-исполнителей и педагогов, а также подчеркивает важность сохранения профориентационной подготовки дирижёров в региональных учебных заведениях.
В рамках мастер-класса «Искусство дирижера» эксперт перечислил основные моменты в работе руководителя, отметил значимость умения смотреть на себя со стороны и проводить самоанализ. Для дирижера особенно важно понятие оркестровой фактуры, понимание как строится оркестровое многоголосие, умение пользоваться гранью между пианиссимо и форте. А самым трудным в народном оркестре является тутти - исполнение музыки полным составом.
Эдвард Станиславович рекомендовал авторскую учебно-методическую литературу «Мышечная релаксация как осознанная необходимость в творческом процессе дирижирования», «Некоторые проблемы развития стилевого мышления музыканта», презентовал сборник партитур с дисками, которые можно адаптировать под любые оркестры.
Специфические особенности методики репетиционной работы с оркестрами народных инструментов на основе личного опыта работы в разных региональных коллективах обозначил художественный руководитель и главный дирижер Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов, лауреат всероссийских и международных исполнительских и дирижерских конкурсов А.В. Белов.
Эксперт поделился интересными режиссерскими находками для проведения концертов, такими как использование визуального ряда в процессе исполнения композиций и работа со светом для более сильного восприятия мелодии слушателем. На примере реализованных авторских программ, Артем Валерьевич рекомендовал стирать стереотипы, искать новые формы для привлечения молодежи в залы, использовать просветительский и развлекательный подтекст, а также привносить театральный жанр в концертные выступления.
В рамках лекции поднимались такие темы как создание литературно-музыкальных композиций, сочетание народного оркестра с брасс-квинтетом, переложение классических произведений для народного оркестра, работа с партитурой.
Филармонической деятельности на базе любительского симфонического оркестра народных инструментов в условиях малого города посвятила лекцию художественный руководитель и дирижер муниципального оркестра народных инструментов «Русские фрески» Дворца культуры «Железнодорожник» г. Октябрьска Самарской области, руководитель образцового оркестра русских народных инструментов ДШИ № 1 г. Октябрьска, лауреат Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества С.Ю. Ковалева.
Светлана Юрьевна представила презентацию, в основу которой легло проведение таких крупных региональных мероприятий, как 25-летие оркестра «Русские фрески» в рамках «Декабрьских вечеров», «Битва титанов» - музыкальный ринг между местными и приглашенными домристами и балалаечниками и концерт-спектакль «По страницам «Евгения Онегина»». Также эксперт поделилась личными наработками в выстраивании логистики в процессе организации творческих поездок детского оркестра народных инструментов.
Презентацию деятельности Детской музыкальной школы имени Эдварда Грига г. Москвы провела ее директор, почётный работник культуры г. Москвы, лауреат Премии правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества О.М. Фомина. Некоторые особенности постановки исполнительского аппарата и звукоизвлечения на балалайке продемонстрировал на мастер-классе преподаватель ДМШ им. Э. Грига, солист НАОНИР им. Н.П. Осипова, лауреат всероссийских и международных конкурсов А.А. Николайчук.
На репетиции Московского городского творческого коллектива, лауреата Гранта Мэра Москвы оркестра русских народных инструментов «Калейдоскоп», руководители О.М. Фомина и С.А. Рудакова показали эффективные способы взаимодействие с музыкантами и отработку музыкального материала.
Рекомендациями как избежать стресса и его последствий, а также как предотвратить проблемы профессионального «выгорания» в работе педагога-музыканта поделилась преподаватель ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова г. Москвы, магистр позитивной психологии Т.И. Цеп. Татьяна Борисовна перечислила список стрессоров, влияющих на самочувствие, протестировала семинаристов, показала упражнения на снятие зажимов и напряжения в теле, на выработку умения расслабляться и переключать мозговую деятельность на позитивное мышление.
В ГРДНТ состоялась презентация-концерт к 50-летию профессионального образования национальной кавказской гармоники, которую провела первая профессиональная гармонистка Северного Кавказа, заслуженная артистка республики Кабардино-Балкария, Лауреат премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества М.Л. Каширгова. Мадина Леонидовна не только талантливый музыкант, но и выдающийся педагог, который вдохновляет и учит многих молодых музыкантов. Виртуозность владения инструментом в сольном исполнении продемонстрировал студент отделения народных инструментов Колледжа культуры и искусств Северо-Кавказского государственного института искусств Артур Кажаров, а ее ученик Вячеслав Керефов подыграл на пхачиче (трещотке).
Участники семинара смогли побывать на втором туре II Всероссийского конкурса дирижеров оркестров народных инструментов и оркестров духовых инструментов в РАМ им. Гнесиных и обсудить его итоги, а также на XX Всероссийском фестивале-конкурсе «Музыка России» в РАМ им. Гнесиных, где на концертных выступлениях познакомились с новыми программами ведущих коллективов страны, таких как Алтайский государственный оркестр русских народных инструментов «Сибирь» имени Е.И. Борисова, Русский народный оркестр «Москва» МГИМ имени А.Г. Шнитке, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова, Нижегородский русский народный оркестр имени В.А. Кузнецова.