ГРДНТ им. В.Д. Поленова
 
  2024 год объявлен Годом семьи
«ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И КИНО» (ГБУК ВО)

Фольклорный ансамбль «РАДОВЕСЬ»

Воронежский областной центр народного творчества занимается изучением и пропагандой традиционного народного искусства: ремёсел, обрядов, песен, инструментальных наигрышей. Именно здесь, на базе ОЦНТ, любовь к старинной песне объединила молодых людей разных профессий, и в 1993 году был образован фольклорный ансамбль «Радовесь». Древнерусское слово "радовесь" означает – от всей души, с радостью. Именно с таким настроением участники ансамбля исполняют традиционные песни своих предков.

За 10 лет работы любительского коллектива осуществлены фольклорные экспедиции в более 50 сёл области, в результате чего сформированы фольклорные фонды, ставшие основой репертуара ансамбля. В репертуаре коллектива – календарно-обрядовые, свадебные, лирические, плясовые песни, частушки и страдания, игры и пляски, обрядовые сцены русских сёл современной территории Воронежской области. Кредо коллектива – сохранение самобытных традиций и представление их без какой-либо стилизации. Местный диалект, традиционные танцевальные движения, подлинные старинные костюмы тщательно сохраняются участниками ансамбля в неприкосновенном виде.

Стремясь традиционные песни и пляски использовать как способ общения, коллектив ведёт активную концертно-просветительскую деятельность среди подрастающего поколения – в детских садах и школах, знакомя детей с самобытными обрядами воронежского края.

Ансамбль «Радовесь», несмотря на сравнительно небольшой срок творческой жизни, побывал с концертами в Курске, Орле, Белгороде, Архангельске, Северодвинске, Москве, Тамбове, Новгороде, США.

Коллектив является лауреатом I степени межрегионального конкурса народных праздников и обрядов «Россия, Русь! Храни себя! Храни!» (г.Тамбов, 2003 г.), лауреатом VI Всероссийского конкурса фольклорных ансамблей «Традиции» (г.В.Новгород, 2004г.). По итогам 2004 года ансамбль удостоен звания лауреата премии воронежской молодёжи им. Василия Кубанёва.

Театр Соколовых

Имя К.С. Станиславского известно всему миру, по его сценической системе до сих пор обучаются актёры театральных школ. А имя сестры выдающегося режиссера Зинаиды Сергеевны Соколовой мало кому известно. Усилиями Зинаиды Сергеевны и ее мужа был создан первый в России театр, актёрами которого были сельская интеллигенция и крестьяне.В июле 1901 года на имя Зинаиды Сергеевны Соколовой в село Никольское поступила телеграмма из Москвы: «Выезжаем скорым 17-го из Москвы 18 будем ночью у Вас Станиславский». Что же заставило основателя Московского Художественного театра приехать в такую глушь? Именно здесь, в селе Никольском, в конце 19 века родной сестрой Станиславского Зинаидой Сергеевной и её мужем Константином Константиновичем Соколовым был создан театр для крестьян – на два года раньше Московского Художественного.

Кто знает, как сложилась бы жизнь Соколовых, если бы не голод 1891 – 1892 годов. Они принимали активное участие в жизни голодающих: собирали средства, устраивали бесплатные столовые, объезжали голодающие деревни. «Хотелось дать возможность жить, хоть одной деревне, осмысленной жизнью. Решили переселиться совсем в деревню», - вспоминает Зинаида Сергеевна. По совету писателя Александра Эртеля и его друга Матвея Чистякова Соколовы приобрели имение близ села Никольское.

В 1894 году Константин Соколов с женой и детьми покинули Москву, чтобы жить в деревне. Население села Никольское было бедным, сплошь неграмотным, поголовное пьянство и драки. Соколовы здесь не просто обосновались, но и развернули активную и просветительскую деятельность: для крестьянских детей были построены две школы.

«Наш культурный уголок привлекал всеобщее внимание целой округи, много было толков и нелепых, невероятных, но всё- таки все хотели бы пожить «как Микольские». Частенько крестьяне захаживали в господский дом, доктор Соколов читал Чехова, Некрасова, Толстого, Гоголя. Постепенно заговорили о народном театре, а в 1896 году решили сами поставить настоящий спектакль - однократную пьесу Стаховича «Ночное».

Первое же представление имело огромный успех. Желающих посмотреть «комедь» было очень много. После этого вся деревня с нетерпением ждала следующего спектакля. Поначалу брали пьесы драматургически слабоватые, но понятные крестьянам, им роли поручали, соответствующие их характеру и даже внешним данным.

К.С. Станиславский неоднократно предлагал сестре и ее мужу «поступить в МХТ», но они отказывались, ссылаясь на то, что «Лечение, помощь пустили уже здесь свои корни». В 1903 году Зинаида Сергеевна с дочерьми переехали из Никольского в Москву. Девочкам надо было учиться, а домашней школы было уже мало. С тех пор в имение приезжали только летом и на праздники.

В 1914 году Зинаида Соколова в последний раз побывала в Никольском. В 1919 году умер Константин Соколов. В1918 году Зинаида Соколова стала режиссером и преподавателем сценического искусства в студии Большого театра, где директором был К.С.Станиславский. Там она проработала двадцать девять лет.

Когда в 1945 году отмечалось восьмидесятилетие заслуженной артистки РСФСР Зинаиды Сергеевны Соколовой, среди многочисленных поздравлений было одно, наверное, самое ей дорогое, - из соседнего с Никольским села Макарье:
«…За 14 вёрст из села Макарье мы, босоногие крестьяне-мальчишки, в праздничные летние дни ходили смотреть спектакли, устраиваемые тобой и Константином Константиновичем в риге… Вы научили меня понимать, любить и ценить искусство. Вы помогли мне духовно расти. По праву я Вас считаю своей духовной матерью. За всё примите моё большое мужицкое спасибо!» Подпись: Иван Щепкин, крестьянин села Макарье Воронежской области.

Жизнь в театре не обрывалась даже в самые трудные для деревни дни – в голодные зимы, в первую мировую, когда театр продолжал ставить пьесы для раненых (в своём доме Соколов разместил лазарет).

Театр продолжал жить и после смерти Соколова, и отъезда его жены в Москву. Театр ставил пьесы, постоянно совершенствуясь от постановки к постановке. В сорок первом, например, Никольский драмкружок на смотре в Воронеже, показав «Власть тьмы» Л.Толстого, вышел в победители.

В 1948 году, в юбилей МХАТа, никольцы показали в Воронеже пьесу «Пути-дороги», а через несколько лет на областном смотре сельской художественной самодеятельности – снова «Власть тьмы», и снова с успехом, редким для подобных смотров.
В пятидесятые годы известность Никольского драмкружка распространяется далеко за пределы области. Идут пьесы Толстого, Горького, Островского – дело Соколовых успешно продолжают никольские – учителя Л. Ф. Тупикова, а после её смерти – М. А. Ширяев. На Всесоюзном смотре театральной самодеятельности в конце пятидесятых коллектив завоевывает диплом первой степени. Драмкружок преобразовывают в народный театр – один из первых в России.

В этом году Никольскому театру Верхнехавского района исполняется 110 лет. Сейчас здесь ставят спектакли по произведениям Шукшина, Тендрякова, Платонова, Эртеля. Уже в течение 10 лет раз в два года на этой земле проходят фестивали любительских театров Воронежской области «Театральные встречи в Никольском». В селе до сих пор сохранились исторические здания: господский дом с большими просторными комнатами, в которых устраивались первые спектакли для крестьян; земская школа – сейчас здесь сельский клуб с миниатюрной сценой и зрительским залом на 150 человек.
В минувшем году, в конце лета, большая группа воронежской интеллигенции посетили места, связанные с именем семьи Соколовых и и близкого друга воронежского писателя 19 века А.И.Эртеля.

…Орлово, Эртелевка, Никольское - всего в часе езды от Воронежа. Вот она - знаменитая Мекка театралов, связанная родственными узами с самим Станиславским! Областной центр народного творчества выдвинул инициативу о создании в селе Никольское исторического культурного центра. Важно, что бы дела и Эртеля, и Соколовых не ушли в небытие, ведь принадлежат не только воронежцам, но и всей России.

Фольклорный ансамбль “Время”

Фольклорный ансамбль “Время” создан при Новоусманском районном Доме культуры в 1994 году по инициативе Сергея Пискарева и при поддержке начальника районного отдела по культуре села Новая Усмань Любавской Тамары Федоровны.

В настоящее время в ансамбле занимаются 7 человек в возрасте от 28 до 40 лет.

Фольклорный ансамбль “Время” является уникальным по составу - все участники ансамбля мужчины. Коллектив возрождает традиции ансамблевого мужского пения, некогда распространенного на территории бывшей Воронежской губернии. В репертуаре ансамбля традиционные протяжные, хороводные и плясовые песни, игры, танцы Воронежской и Белгородской областей. Участники ансамбля одеты в подлинные народные костюмы сел воронежско-белгородского пограничья.

Дебют ансамбля состоялся на областном конкурсе “Поет село родное” (1994 год), который проходил в районном центре Панино Воронежской области. Коллектив был удостоен звания “Лауреата” и награжден дипломом.

В 1996 году ансамбль принимал участие в двух крупных мероприятиях:
- региональном фестивале “Славянская дружба”. Ансамбль был отмечен званием “Лауреата III премии” и награжден дипломом ;
- конкурсе, посвященном Дню защитника Отечества и празднованию 300-летия Русского флота. Ансамбль был удостоен звания “Лауреат II премии” и награжден дипломом.
С 1997 года ансамбль ежегодно (1997-2001 гг.) выступает на фестивале молодежных фольклорных коллективов “На Казанскую”. В составе участников этого фестиваля фольклорный ансамбль “Время”, был записан на компакт-диск “Наследие”, который в настоящее время готовится к выходу Кабинетом народной музыки Воронежской государственной академии искусств.

В 1998 года фольклорный ансамбль “Время” удостоен звания “Лауреата” на районном смотре-конкурсе “Новая Усмань - в стихах и песнях”, посвященного 400-летию села Новая Усмань и 70-летию создания Новоусманского района. В этом же году ансамблю присвоено звание «Народный коллектив». В сентябре 1998 года ансамбль «Время» участвовал в III Всероссийском фестивале «Русь песенная. Русь мастеровая», проходившем в Воронежской области.

В 1999 году являлся участником II фестиваля народной песни, посвященного памяти М. Мордасовой. Успешно выступив на областном фестивале «Защитники отечества» (1 место), ансамбль «Время» был направлен на II Всероссийский фестиваль и конкурс патриотической песни (г. Саранск), где был удостоен звания «Лауреат 1 премии». 1 место ансамбль «Время» также занял на областном конкурсе «Поет село родное». С 1999 года ансамбль «Время» явился инициатором и организатором фольклорного фестиваля «На Троицу», который к настоящему времени приобрел статус международного и ежегодного. В этом же году ансамбль выступил еще в рамках 4 фестивалей:
- 36 Международный фольклорный фестиваль (г. Миява, Словакия);
- 54 Международный фольклорный фестиваль (г. Стражница, Чехия);
- фольклорный фестиваль имени М.Е. Пятницкого (с. Александровка, Воронежская область);
- II фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (с. Хотмыжск, Белгородская область).

В 2000 году ансамбль «Время» стал лауреатом премии воронежской молодежи имени Василия Кубанева в области литературы, искусства, архитектуры, журналистики и народного творчества. В этом же году ансамбль гастролировал по городам Нидерландов (Вагенинген, Роттердам, Наймеген, Гауда)

За время своего существования ансамбль «Время» не только исполнял традиционные песни, но также подготовил несколько фольклорных представлений – «Братчина», «У нас святки, все святые вечера», «Рекрут», «Горе не беда», которые были оценены жителями своего села, области, но и зарубежья.

Коллективы самодеятельного народного творчества

Старинную народную песню во всей ее красоте и самобытности мы слышим, как правило, в исполнении фольклорно-этнографических ансамблей, которых в Воронежском крае, к счастью, бытует немало.

В Репьевском районе, как нигде в области, сохранились народные песенные традиции. Здесь почти в каждом селе существует свой фольклорный ансамбль. Через годы пронес и бережно сохранил свои обряды и песни фольклорно-этнографический коллектив из села Россошь Репьевского района, возникший еще в 20-х годах прошлого века. Уникален и разнообразен репертуар ансамбля: несколько десятков песен различных жанров — календарных, свадебных, лирических, плясовых, хороводных. В 1985 году фольклорной комиссией Союза композиторов РСФСР была произведена многоканальная аудиозапись песен села Россошь и их расшифровка. Среди них известные и уже полюбившиеся всем: свадебные «Усе гости по лавочкам сидят», «Во горнице во светлице»; плясовая «Я по жердочке шла» и уникальные образцы календарной поэзии: троицкие хороводы «Цветочек лазоревый», «Я по городу хожу». Многие годы руководит коллективом Ольга Андреевна Терехова – талантливая певица, частушечница. Ансамбль является лауреатом 1-го и 2-го Всесоюзных фестивалей народного творчества, участником концертов в рамках международной научно-практической конференции «Песенное многоголосие России», с 1977 года носит почетное звание «народный».

С 1952 года существует фольклорно-этнографический ансамбль «Калинушка» в селе Татарино Каменского района, его руководитель – Анна Алексеевна Болдырева. Основу репертуара ансамбля составляют песни, связанные со свадебным обрядом, лирические, протяжные, плясовые, сохранились и редкие – с историческим сюжетом такие, как «Пишет, пишет султан турецкий Белому царю письмо» (о русско-турецкой войне 1828-1829гг).

Ансамбль выступает в подлинных традиционных костюмах своего села. Их отличает редкая техника вышивки на рубахах – счетная гладь.

На протяжении многих лет село Татарино привлекает фольклористов своим уникальным песенным наследием. Сюда не раз приезжали студенты из Воронежа, Москвы, поэтому «татаринские» песни прочно вошли в репертуар многих молодежных ансамблей.

Богатое многоголосие, как характерная черта южнорусской традиции, наиболее ярко выражено в протяжных песнях фольклорно-этнографического ансамбля села Пчелиновка Бобровского района, образовавшегося в 1939 году. Именно протяжная песня занимает главное место в песенном наследии села. «В славном городе во Воронеже», «Пролетели все наши годы», «Как под кустиком», «Веснушка-весна», «Пойду-выйду за ворота», и многие другие песни пчелиновцев вошли в сокровищницу русского фольклора. Год за годом ансамбль продолжает удивлять слушателей своей самобытностью, неповторимостью. Это тот самый «божий дар», не требующий постороннего вмешательства, сама природа русского хорового многоголосия, с обязательной импровизацией, с умением «играть» песню. Пчелиновцы создают ее прямо на сцене, и ни одно из их выступлений не бывает похожим на предыдущее – импровизируя на ходу, они создают неповторимую вязь подголосочной полифонии. Лидер и запевала ансамбля – Анна Алексеевна Булавкина.

Ансамбль – лауреат многочисленных Всесоюзных фестивалей народного творчества. Почетное звание «народный» присвоено ему в 1990 году.

Новости регионов

все новости регионов

Проекты

Объявления